Техника становится одноразовой. Как уменьшение компонентов влияет на ремонтопригодность.
Ремонтопригодность электроники с каждым годом всё увереннее стремится к нулю. Сейчас подавляющее большинство сервисных центров занимается исключительно блочным или модульным ремонтом, а то и вовсе живут за счёт обмана клиентов. Компонентный ремонт с перепаиванием сгоревших деталей становится просто не выгодным, особенно в низкобюджетном сегменте, да и со специалистами, разбирающимися в электронике, совсем беда.
Прошло уже без малого десять лет, как компания Apple стала использовать в своих смартфонах дискретные элементы для поверхностного монтажа типоразмера 0402. Для далёких от электроники людей поясню что данной цифрой обозначается размер элемента в дюймах (0,4 × 0,2 дюйма) или в привычной нам метрический системе этот типоразмер соответсвует 1005 (1,0 × 0,5 мм).
Несмотря на то, что большинство современной электроники собирается на чипах с высокой степенью интеграции, обойтись без дополнительной обвязки из резисторов и конденсаторов всё равно не получается. Всю эту радиоэлектронную мелочёвку поставляют в катушках, а их монтажом занимаются специальные станки-установщики, распаивающие одновременно все детали на плату.
Чем мельче становятся элементы, тем более высокие требования предъявляются к их монтажу, что в свою очередь привело к появлению бесзвинцового припоя, а значит более тугоплавкого. Понятно, что это дополнительно затрудняет и без того не простую задачу выявления неисправностей и ремонта в кустарных условиях. Уже сейчас для ремонта смартфонов приходится использовать микроскопы и дорогостоящее паяльное оборудование, что существенно увеличивает стоимость работ.
Сервисным центрам становится не выгодно вкладываться в подобное оборудование, когда проще заменить модуль целиком, чем его ремонтировать. Но прогресс не стоит на месте и элементы становятся ещё мельче. С этого года некоторые японские производители, в том числе компания Panasonic переходят на выпуск компонентов типоразмера 0201 (0,6 × 0,3 мм), а далее и на 01005 (0,4 × 0,2 мм).
Прошедшим летом на выставке в Токио Panasonic показала новые модернизированные автоматы Panasonic NPM-DX для установки и распайки компонентов 0201, которые предполагается массово использовать при производстве электроники. Как видите, прогресс — штука неумолимая. Теперь уж точно знакомый электронщик не сможет перепаять сгоревшие детали в вашем макбуке или смартфоне и придётся раскошеливаться на приобретение нового девайса.
Комментариев: 4
"на чипах с высокой тенью интеграции" - опечатка похоже (степенью интеграции), или такое выражение есть "тень интеграции" ? Статья хорошая, злободневная) сейчас еще не всё блоками делают в сц, но действительно идет к тому, что так и будет. И мало того, что блоками. Так и действительно часто ремонт перестает иметь смысл.
Например замена видео чипа или мостов в ноутбуках. ценник в среднем 4000-5000р. открываешь алиэкспресс и видишь новую мать за эти же деньги или дешевле даже. И ... заказать и поставить проще и мастеру, и человеку лучше, что будет новая.
Еще момент с ремонтами - большое количество поломок - это разъемы и разбитые экраны. Экраны пока несут, тьфу тьфу тьфу - но разработки не бьющихся экранов постоянно ведутся и думаю относительно скоро (5-10лет) этот сегмент ремонтов сойдет на нет. Даже то, что дисплеи теперь идут модулем (тачскрин склеен с дисплеем, что позволяет разбить стекло сверху - и дальше пользоваться аппаратом, потому что тач в глубине остался целым) приводит к тому, что человек может долго долго не идти в сервис и не идет. Вижу постоянно с трещинками экраны в транспорте, на улице у людей.
Разъемы - микроюсб отходят тоже уже, а тайпС более износоустойчивый. С ними намного меньше несут аппаратов. Если точным быть - то лично я один разъем всего поменял тайпС. И то там он не отломан был физически, а искупали аппарат и он "заржавел". То есть в ближайшем будущем "отвалятся" (и уже частично отваливаются) ремонты - разъемов, экранов, материнских плат ноутбуков.
Системники - тоже можно сюда включить - конденсаторы теперь не вздуваются (а это тоже большая часть ремонтов). Что-то серьезное (мост, пробой по питанию) чинить смысла вообще нет при стоимости новой матери в 3000-5000р. сетку, звук еще перепаять можно - остальное имеет смысл только если мать более менее дорогая и не старая. А дорогие и не старые не несут - они долго работают без поломок. Видюхи - аналогично.
Ремонт с отвалом памяти или проца вообще не имеет смысла, так как прошлого поколения игровую б/у карту можно взять за копейки или добавить и взять новую среднего ценового сегмента. Да и работают видеокарты тоже долго - успевают устареть, когда чип или память умирают и человек предпочитает новую взять, чем старую ремонтировать. И так можно продолжать долго)
Не знаю как у кого в сервисах, но в том, где я работаю - частных клиентов всё меньше и меньше. Вывозим за счет организаций (компы, ибп, ноутбуки, проекторы, телевизоры). А обычные клиенты всё чаще предпочитают покупать новое.
именно так. а если сюда прибавить запрограммированную поломку через n лет. То производители уже могут быть уверены в бупречной ротации денег в природе.
Разве этого нет в других сложных технических устройствах? Производители придумывают способ сравнять надежность, т.е. количество времени работы устройства до первой поломки, с гарантийным сроком.
Т.е. производитель дает гарантию автомобиля 3 года и 100 000 км, то вероятность поломки или неисправности этого автомобиля возрастает в разы, что стимулировать потребителя покупать запчасти или новый автомобиль. Все по закону рынка.
И это наблюдается не только в дешевых сегментах и не зависит от бренда.
Все чаще блоки цилиндров двигателя одноразовые , в них не предусмотрены ремонтные размеры, поршня имеют один размер, и в случае износа цилиндра, ремонту не подлежат, приходиться покупать блок или новый двигатель.
Так же низкое качество термообработки, регулировка шестерен главной передачи ведущих мостов в случае износа вообще не предусмотрена.
Все идет по одной схеме.
С одной стороны удобно, не надо тратиться на привлечение к ремонту персонала с высокой квалификацией, но по сути увеличивает стоимость владения автомобиля.
ВСе ведеться к мотивации спроса, что в конечном счете не выгодно потребителю, а выгодно производителям
Так, статья бред. Если нужно под 0402 я плату в домашних условиях сделаю и распаяю обычным китайским паяльником.